КОНФЛИКТ УЧАЩЕГОСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ: ПУТИ РЕШЕНИЯ

Ты ежедневно взаимодействуешь с преподавателями в колледже. Нередко между преподавателем и учащимся возникают разногласия. В результате разногласий возникает конфликтная ситуация, которая порождает непонимание и обиды. Правильно разрешив напряженный момент, ты сможешь легко добиться хороших конструктивных результатов, сможешь понять позицию преподавателя.

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Причины конфликтов между преподавателем и учащимися

Пути решения конфликта преподавателя и учащегося

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами:

·        Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

Помолчи и подыши. Успокойся и трезво оцени ситуацию. Для того, чтобы успокоиться и не наделать глупостей первое правило – молчи и дыши, или считай до 10 про себя. Пройдет минута-две и все, что ты мог сказать в первые минуты эмоциональной вспышки, ты скажешь уже более спокойно и осознанно, то есть без лишних эмоций и обидных слов.

·        Второй момент – анализ ситуации объективно, взвесив все аргументы.

Прием рационализации. Постарайся проанализировать конфликтную ситуацию. Задай себе вопросы:

- Что меня раздражает…? Что раздражает преподавателя во мне?

- В чем причина моего раздражения?

- Почему я так реагирую на это…? Почему преподаватель так реагирует на это?

- Как я себя веду при этом…? Почему?

- Не случалось ли со мной нечто подобное прежде? Как я в тот момент разрешил ситуацию?

- Почему другие преподаватели ведут себя со мной иначе, а именно с этим преподавателем у меня конфликт?

·        Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта. Подойди первый к преподавателю. Извинись и скажи, что ты хочешь решить сложившуюся ситуацию. Спроси, что думает о конфликте преподаватель, какой выход он бы предложил тебе.

·        Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу – выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти. Когда диалог с преподавателем станет конструктивным, прострой совместно с ним алгоритм действий. Например, если у тебя есть неудовлетворительные отметки – исправить их, если проблемы с поведением – понять, почему ты так себя ведешь, самостоятельно скорректировать свое поведение или попросить помощи специалиста – педагога-психолога.

·        Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем. Когда ситуация начнет разрешаться, запоминай свои конструктивные стратегии, которые помогли решить конфликт. Закрепляй их. Конечно, они не универсальны, но, в большинстве случаев помогут тебе решить конфликтую ситуацию быстро и безболезненно.

Все в твоих руках, ничего не бойся! Никогда не отчаивайся и ни в коем случае не самоутверждайся за счет других, как это иногда делают отдельные учащиеся, играя на публику в конфликте с преподавателем.

И еще:

- будь более аккуратным и обязательным в выполнении заданий преподавателя;

- старайся выполнять просьбы преподавателя, не отвлекай его на учебном занятии без причины. Учебное занятие – это работа, и каждый преподаватель ответственно относится к этому;

- внимательно слушай преподавателя;

- уважай преподавателя, помни, что он тоже имеет право на эмоции, возможно у него что- то болит или он находится в стрессовой ситуации;

- лучше подойди и извинись, тем самым ты покажешь преподавателю, что ты все-таки его слышишь.

Отсутствие конфликтов в учреждении образования – явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в учебной группе, деструктивное – копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев – важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

По материалам интернет-источников:

http://pedsovet.su/publ/72-1-0-4305

www.b18.ru/usolcev

https://ppms22.ru/child/