КАК РЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ СО СВЕРСТНИКАМИ

Памятка для учащихся

Конфликт – это столкновение интересов, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть ме­жду людьми.

  1. Говори только о своих чувствах, а не о промахах других.

  2. Говори четко и ясно, чтобы собеседник мог понять, какой смысл ты вкладываешь в свои слова.

  3. Старайся сконцентрироваться на человеке, с которым общаешься.

  4. «Уход от проблемы». Если ты понимаешь, что бы ты ни сказал – это обидит собеседника, откажись от продолжения разговора.

  5. Научись слушать собеседника! Внимательно слушать кого-то – это значит слышать слова, которые он говорит, и стараться понять его чувства.

  6. С доминантным собеседником спокойно держись независимой точки зрения, и тогда он постепенно умерит свой натиск. Если же ты активно будешь стараться осадить его, то беседа может перейти в ссору.

  7. Проявляй искренний интерес к собеседнику (активно слушай), говори о том, что интересно человеку, дай ему выговориться. Сначала стремись понять, потом быть понятым.

  8. Не бойся правды, высказанной в твой адрес.

  9. Извинись! Извиниться не просто, но это возможный способ прекратить конфликт. Попробуй произнести следующие фразы: «Мне очень жаль, что так получилось, извини!», «Я совсем не хотел, чтобы так вышло!».

  10.  Переговоры. «Давай обсудим ситуацию».

  11.  Отложи обсуждение. Иногда решить конфликтную ситуацию помогает время. Лучше немного успокоиться, подождать, отложить выяснение вопроса, но ты должен быть уверен, что вы снова встретитесь и обсудите ситуацию. Можно использовать следующие фразы: «Сейчас я очень устал, давай поговорим завтра», «Я тороплюсь, давай встретимся в выходной и все обсудим».

  12.  Компромисс. Обычно он вытекает из переговоров. Но для этого необходимо желание обеих сторон. Можно предложить своему оппоненту: «Я сделаю это, а ты сделай вот это …», «Я уступаю тебе в этом, а ты уступи мне в том …».

  13.  Привлеки посредника. Это означает попросить кого-то, кто не участвует в конфликте, помочь вам (более опытного).

  14.  Не критикуй и не осуждай (вместо этого используй «я-сообщения» - говорить от первого лица о своих переживаниях), сообщай об ошибках косвенно, покажи простой и понятный путь их исправления.