ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ К ТЕБЕ ПРИДИРАЕТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ?

Если поспрашивать учащихся, то, скорее всего, у многих бывали «трудные» отношения с преподавателями. И опыт общения с придирчивым преподавателем для какого-то был уникальным уроком, тренировкой силы духа и характера, а для кого-то – настоящей психологической проблемой.

Для начала нужно понять, в чем причины такого «особого» отношения к тебе и какие мотивы педагога за этим скрываются?

Во-первых, нужно точно выяснить, на самом деле преподаватель предвзят именно к тебе или это его типичное поведение к ярким и выделяющим учащимся. Возможно, ты относишься к такому типу людей, с которым педагогу трудно самому, и он таким образом психологически защищается от тебя. Если педагог строг в принципе, то есть одинаково придирчив ко всем, ставит плохие отметки, может пожаловаться родителям или куратору, то это еще не повод винить его в предвзятости именно к тебе. Бывает такой тип преподавателей, которые не дают спуска учащимся, и это, по сути, проявление их профессионализма. Они требуют одинаково со всех, а не с кого-то одного. Также важно помнить о том, что преподаватель – тоже человек и у него бывают жизненные трудности и тяжелые этапы и, возможно, его поведение в последнее время связано именно с этим, а не с тобой лично.

Во-вторых, нужно понять, были ли причины или провокации с твоей стороны в прошлом. Если учащийся первый задевает преподавателя своими высказываниями или отсутствием дисциплины на учебном занятии, то вполне естественно, что преподаватель будет занижать ему баллы и постоянно вызывать к доске, даже неосознанно. Возможно, он таким образом пытается поставить тебя на место и дает понять, кто тут главный. Это тоже не предвзятость, это банальное негласное правило – как вы нам, так и мы вам. Если уважительно относиться к преподавателю, он не станет придираться.

В-третьих, и это очень важно, нужно помнить о дистанции и корректном отношении. Преподаватель не имеет права оскорблять учащегося и тем более повышать на него голос, поднимать руку или манипулировать его успеваемостью. Такое поведение точно можно считать если не предвзятостью, то, как минимум, непрофессионализмом, и тогда ты смело можешь обращаться за помощью к родителям и куратору для того, что они помогли тебе разобраться с этим.

Что именно нужно делать?

·           Спросить одногруппников: замечали ли они предвзятое отношение педагога к кому-либо еще или, может быть, страдали от него сами? Вероятнее всего, ответ будет положительным, и тогда можно будет смело объединиться с теми, у кого тоже есть претензии к преподавателю. Но в этом случае важно отличать реальные придирки преподавателя от общей нелюбви группы к строгому, но справедливому преподавателю.

·       Поговори с преподавателем. Искренне и уважительно спроси, как можно решить между вами разногласия. Спроси его мнение, в чем он видит причины сложного общения между вами, в том числе и низких отметок, внимательно выслушай и не нападай в ответ, даже если будешь не согласен. Выслушай советы и замечания, не пытайся оправдываться в ответ. Наоборот, постарайся обдумать услышанные слова, чтобы правильно понять сказанное и дать вашим отношениям еще один шанс. Все может измениться к лучшему, но, если ситуация не изменится к лучшему, то ты сможешь быть уверенным, что ты сделал все, что смог, и «проблема не в тебе».

·       Обычно преподаватели любят инициативных и активных учащихся. Не спрашивай: «Как я могу получить хорошую отметку?». Предложи проблемному преподавателю конкретный план действий и узнай его мнение. Так, можно сказать следующее: «Я собираюсь перечитать пройденный материал из учебника и сделать вот эти упражнения\задания\тесты, чтобы подготовиться к контрольной работе. Как вы считаете, это поможет мне хорошо подготовиться? Что я могу еще сделать?».

·       Задавай вопросы, чтобы продемонстрировать, что ты читаешь материал, который он задает. Разочарованные преподаватели могут ожить и расцвести, если увидят неподдельный интерес со стороны учащихся.

·       Не забывай благодарить за доступное изложение материала или особо полезное задание, преподавателю будет приятно, и он, возможно, сможет разглядеть в вашем общении что-то хорошее, если ты первым сделаешь шаг на встречу и внесешь «позитив».

·       Сконцентрируйся на своих успехах, а не на преподавателе. Мы легко попадаем в ловушку ложных суждений и предубеждений о тех, кто нам не нравится, но у сложных людей часто есть скрытые причины для такого странного поведения. Нам не обязательно быть хорошими друзьями с преподавателем, нам нужно просто пройти этот этап в жизни, и он наш временный попутчик.

·       Говорить об этом. Самое главное – не молчать, тихо надеясь, что отношение педагога изменится. Говорить кому угодно: друзьям, родителям, другим преподавателям, куратору, заведующему отделением, педагогу-психологу. Лучший вариант – поговорить с самим преподавателем, желательно, имея за спиной поддержку в лице родителей или, например, заведующего отделением..

·       Определитесь, нужно ли привлекать родителей. Если поведение преподавателя пугает тебя или реально мешает учиться, то расскажи о проблеме родителям, если:

·       Преподаватель часто кричит, унижает или намеренно высмеивает учащихся, манипулирует и угрожает тем, что испортит диплом, плохо отзывается о родителях.

·       Он крайне неорганизованный, теряет тетради или забывает ставить отметки, ставит отметки по ошибке или «на эмоциях».

·       Преподаватель не способен найти подход к учащимся и манипулирует отметками.

·       Он только раздает задания, но не объясняет новый материал и не отвечает на вопросы, не помогает учиться.

Поговори с родителями и поделись своими страхами и тем, как отношения с преподавателем отражаются на тебе, приведи им конкретные факты и случаи, когда ты пытался наладить с ним общение. Постарайся говорить на языке аргументов, а не показать из себя обиженную жертву обстоятельств. Для родителей важно понять, что за этим не скрывается твоя лень и обида на преподавателя, а что есть реальная проблема, и она ухудшается с каждым днем. Попроси родителей поговорить с преподавателем.

Чего нельзя делать?

·       Саботировать педагога и активно выражать ему протест, объявив ему холодную войну. Этим ничего не исправить, зато ухудшить ситуацию можно легко. Так что следует продолжать посещать его занятия и не давать лишнего повода придраться.

·       Ни в коем случае нельзя оскорблять преподавателя в ответ и реагировать на его требования грубостью. Сохрани свое лицо, и тогда ты будешь прав, ведь очень важно, чтобы в группе подтвердили, что проблема не в тебе, и ты не проявляешь враждебность.

·       За его спиной настраивать других учащихся против тебя, писать неприятные вещи о нем в социальных сетях и мессенджерах, ведь все это потом может быть использовано против тебя, и ты легко из жертвы превратишься в агрессора.

В любом случае, нужно помнить, что все можно исправить. Можно добиться смены преподавателя, можно попытаться наладить с отношения с трудным педагогом, можно просто изменить свой взгляд на проблему. Не нужно паниковать и держать обиду в себе.

Помни, что эта ситуация – всего лишь этап и временная трудность, впереди тебя ждет еще много талантливых и интересных преподавателей и наставников, а может быть из-за этого опыта, ты сам/а захочешь стать педагогом, который любит свое дело и уважает учащихся. Негативный опыт- отличный пример и урок, как не нужно поступать и в чем ты можешь быть лучше других.