Рекомендации родителям первокурсников

 

Социально-психологическая адаптация учащихся-первокурсников – одна из важных проблем, характерных для средних специальных учреждений образования. Сложность этой проблемы проявляется еще и в том, что адаптация учащегося протекает одновременно с процессом формирования учебной группы как коллектива.

Основные этапы процесса адаптации:

1 этап – первичная адаптация: вхождение учащихся в новую группу, построение в ней межличностных отношений (срок – 1-1,5 месяца обучения в колледже);

2 этап – характеризуется кризисными моментами: происходит активное вхождение учащихся в систему межличностных отношений, возникают трудности в учебной деятельности, что выражается в резком снижении адаптации и возможном возникновении конфликтов с одногруппниками, преподавателями, куратором или мастером ПО (срок – вторая половина 1-го семестра (полугодия) обучения;

3 этап – преодоление кризисного момента – повышение благополучия взаимоотношений в группе, удовлетворение  общением, учебой и т.д. (срок –  в течение 2-го семестра (полугодия) обучения).

Учиться в нашем колледже не так уж трудно, главное – уловить ритм, по которому работает система и не пускать все на самотек. Именно поэтому настраивайте детей старательно относиться к учебным занятиям, первым контрольным работам, практическим и лабораторным работам, зачетам. Следите за посещением учебных занятий, выполнением домашних заданий. Пропуски и  их накопление приводит к печальным последствиям, стрессам на сессии, а некоторых и доводит до кабинета заведующего отделением либо директора, зачастую вместе с родителями.

Следует помнить, что из-за сильного переутомления (нервного и физического) первокурсники обладают более низкими возможностями восприятия и усвоения учебного материала. Возраст 15-17 лет – это период полового созревания молодых людей, период, пожалуй, самый тяжелый в жизни человека. Его особенности в том, что происходит быстрый рост мышечной ткани и скелета, за полгода молодой человек может вытянуться на 10 см, в то время как его сердечно-сосудистая система еще мала, недостаточна, чтобы обслужить растущий организм. Поэтому учащиеся быстро утомляются, становятся раздражительными, агрессивными, начинают хамить. На фоне этих эмоциональных переворотов у них могут возникнуть головные боли и проблемы в учреждении образования, на которые родителям необходимо обратить внимание и поддержать своего взрослеющего ребенка.

 Прежде всего, создайте для него нормальные условия: проследите за режимом дня, который предохраняет от утомления, обеспечивает успешное выполнение домашних заданий. Чаще напоминайте, что сначала выполняются задания средней трудности, затем – самые сложные, затем – самые легкие. Сон должен составлять 7-8,5 часов в сутки, каждый «недоспанный» час снижает производительность труда на 15-20%, а сон свыше 9 часов действует на организм расслабляюще. В период адаптации нужно вычеркнуть из распорядка дня сидение у телевизора и компьютера, поздние гуляния. Исключите из жизни сына или дочери допинговые средства (крепкий чай, кофе, курение, алкогольные напитки), внушите, объясните, запреты не помогут. Утром кормите посытнее, ведь организм молодой и происходит интенсивный рост клеток. Интересуйтесь жизнью своих детей, не отмахивайтесь от них даже тогда, когда вы падаете от усталости. Не давайте им закрыться и запереться. Следите, с кем подружились ваши дети в колледже. Спрашивайте ненавязчиво: «А как твои дела в колледже? А вот это ты сделал? А это ты написал, а это ты понял?». Будьте в курсе всех текущих событий.

И все же, время от времени, у вас могут быть неприятности, связанные с учреждением образования, которые будут требовать от вас особого внимания. К таким неприятностям относятся прогулы.

Существует несколько причин, побуждающих молодых людей прогуливать занятия. Некоторые учащиеся, достигнув 15-17 лет, воспринимают происходящее в колледже, как нечто имеющее весьма поверхностное отношение в жизни. Для этих молодых людей прогулы могут служить симптомом разочарования, даже отчаяния. Для других – это, скорее, личная проблема. Прогулы могут быть признаком беспокойства, стресса или проблем интимного характера. Например, девушки или юноши, считающие себя слишком толстыми, неуклюжими или физически непривлекательными, могут уклоняться от занятий физкультурой, где им приходится терпеть насмешки окружающих. Такой семейный кризис, как развод родителей, также может предшествовать прогулам.

Какова бы ни была причина пропусков занятий, они могут сильно расстраивать родителей. Если вы знаете, что ваш сын или дочь прогуливают занятия, постарайтесь разобраться с этой проблемой как можно скорее. Чем дольше это тянется, тем труднее учащемуся вернуться обратно. Ему приходится придумывать все новую и новую ложь, а количество пропущенного материала возрастает. Пропуски могут быть и следствием лени или выражением недовольства, но в этом случае сравнительно легко вернуться к занятиям.

Итак, родителям необходимо:

ü       Настроить своего первокурсника на серьезный лад.

ü       Деликатно интересоваться его жизнью, а особенно тем, что нового он узнал на занятиях в колледже.

ü       Постоянно поддерживать связь с куратором (мастером ПО) учебной группы,  при необходимости и администрацией колледжа, желательно незаметно для первокурсника. Но, благодаря дружбе с куратором (мастером ПО) группы, вы узнаете своевременную и достоверную информацию об успехах вашего ребенка.

Ну и самое важное –  морально поддерживайте, верьте в своего ребенка! И у него обязательно все получится.