Специальность 4-02-0714-03 «Сборочные и ремонтные работы»
Срок обучения в дневной форме получения образования на основе общего базового образования (с получением общего среднего образования) – 3 года.
(обучение осуществляется за счет бюджета)
Основные виды выполняемых работ:
наладка, подналадка, ТО, ремонт автоматических линий и агрегатных станков;
наладка, подналадка, ТО, ремонт станков и манипуляторов с программным управлением (в том числе с числовым программным управлением станком);
слесарная обработка деталей, изготовление, сборка и ремонт режущего и контрольно-измерительного инструмента, приспособлений;
сборка, регулировка и испытания сборочных единиц, узлов и механизмов машин, оборудования, агрегатов;
ручная и механизированная сборка и установка деталей и сборочных единиц бытовой техники;
определение предельных отклонений размеров, контроль допусков и посадок;
использование контрольно-измерительного инструмента и приборов в соответствии с их назначением;
сборка и установка стирального агрегата, насоса слива, дверки, диспенсера, патрубка, шлангов, панели управления;
подготовка и установка компрессора, испарителя, боковых панелей, дверей, стоек, кронштейнов, терморегулятора, барьер-полок, трубок, датчиков;
сборка модуля управления и модуля интерфейса с коробами;
сборка панели управления;
установка электропроводки, подключение комплектующих.
Объекты профессиональной деятельности рабочего:
основные и вспомогательные материалы;
контрольно-измерительные инструменты;
автоматические и полуавтоматические линии;
агрегатные станки;
станки и манипуляторы с программным управлением;
текстильное, швейное оборудование;
бытовая техника;
машины, агрегаты, механизмы;
сборочные единицы, детали;
нормативные правовые акты (НПА), технические нормативные правовые акты (ТНПА) и техническая документация, регламентирующая профессиональную деятельность, технологическая документация.
Профессии рабочие – слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник 3 – 4 разряда.
Слесарь механосборочных работ может работать в механических механосборочных, инструментальных цехах машиностроительных, станкостроительных и приборостроительных предприятий. Труд слесаря механосборочных работ включает труд, начатый представителями многих других профессий. Отдельные детали и узлы, попадая в его руки, образуют единое целое – двигатели, части машин, устройства и др. Он реализует в своей работе замыслы конструктора, труд токаря, фрезеровщика и других специалистов.
В процессе производства слесарь механосборочных работ собирает и регулирует узлы и механизмы; выполняет разметку, шабрение, притирку деталей и узлов агрегатов, машин, запрессовывает детали на гидравлических и винтовых прессах; собирает, регулирует, производит ремонт и испытание оборудования, агрегатов и машин средней сложности, изготавливает приспособления средней сложности для ремонта и сборки, выполняет работы по перемещению грузов с помощью простых грузоподъемных средств и механизмов, управляемых с пола.
Слесарь-ремонтник может работать на любых видах и этапах производства, где есть техника, механизмы, приборы, агрегаты. Он обслуживает технику на предприятиях или на дому, регулирует, выполняет текущий и срочный ремонт, проводит профилактические мероприятия; занимается монтажом, наладкой, регулировкой и диагностированием механизмов; при обнаружении неполадки проводит ремонт, замену негодных деталей, монтаж новых. Слесарь ремонтник должен уметь читать чертежи и схемы, быть знакомым с техническими характеристиками машины, которые указаны в паспорте; разбираться в технологии производства, знать принципы планово-предупредительного ремонта, свойства материалов, антикоррозийных смазок и масел, разбираться в контрольно-измерительных приборах и различных приспособлениях для ремонта, иметь представление о методах регулирования оборудования и определения износа деталей, знать допуски, посадки и классы точности.
ВЫПИСКА
из образовательного стандарта специальности
4-02-0714-03 «Сборочные и ремонтные работы»
ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ К ПРИСВАИВАЕМОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
14. Выпускник должен обладать следующими универсальными компетенциями (далее – УК):
УК-1. Владеть знаниями основ государственной идеологии, общечеловеческими, гуманистическими ценностями, идеями, убеждениями, отражающими сущность белорусской государственности;
УК-2. Владеть основами правовой, политической и информационной культуры общества;
УК-3. Использовать базовые программные решения и глобальную компьютерную сеть Интернет в профессиональных целях на основе оценки достоверности информации, применять цифровые технологии для создания и представления информации;
УК-4. Владеть основами экономической культуры и предпринимательской деятельности как основополагающим элементом поведения личности в условиях рыночных отношений;
УК-5. Владеть общими вопросами психологии и этики деловых отношений, анализировать конфликтные ситуации, соблюдать условия для формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
УК-6. Соблюдать требования по охране труда, требования по обеспечению пожарной безопасности и требования в области охраны окружающей среды;
УК-7. Выстраивать свою речь устно и письменно на государственных языках в социальной и профессиональной деятельности;
УК-8. Соблюдать нормы здорового образа жизни, выполнять требования, предъявляемые к гражданину Республики Беларусь в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
15. В рамках выполнения трудовых функций выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (далее – ПК):
ПК-1. Выполнять наладку, подналадку и ремонт автоматических линий и агрегатных станков;
ПК-2. Осуществлять ТО автоматических линий и агрегатных станков;
ПК-3. Выполнять наладку станков и манипуляторов с программным управлением (в том числе с числовым программным управлением станком);
ПК-4. Осуществлять ТО станков и манипуляторов с программным управлением (в том числе с числовым программным управлением станком);
ПК-5. Владеть безопасными способами, методами и приемами слесарной обработки деталей, режущего и измерительного инструмента, приспособлений;
ПК-6. Осуществлять изготовление, сборку и ремонт режущего и измерительного инструмента, приспособлений;
ПК-7. Выполнять разборку, ремонт, сборку и испытания узлов и механизмов машин, оборудования, агрегатов;
ПК-8. Осуществлять ручную и механизированную сборку и установку деталей и сборочных единиц бытовой техники;
ПК-9. Использовать компьютерные технологии для решения профессионально значимых задач;
ПК-10. Применять НПА, ТНПА, регламентирующие профессиональную деятельность;
ПК-11. Измерять электрические величины и параметры различными способами;
ПК-12. Подготавливать к работе, владеть безопасными методами, приемами и способами работы на металлорежущих станках, выполнять их подналадку;
ПК-13. Использовать контрольно-измерительный инструмент и приборы в соответствии с их назначением;
ПК-14. Владеть сведениями об основных и вспомогательных материалах, используемых в профессиональной деятельности;
ПК-15. Владеть сведениями о технической документации, применяемой при выполнении работ по технической эксплуатации оборудования;
ПК-16. Владеть способами экономного расходования сырья, материалов и энергии при выполнении соответствующих работ;
ПК-17. Рационально организовывать рабочее место;
ПК-18. Выполнять требования по охране труда и требования по обеспечению пожарной безопасности при технической эксплуатации оборудования;
ПК-19. Читать и выполнять построение чертежей и схем в соответствии с требованиями ТНПА;
ПК-20. Владеть основными экономическими категориями и понятиями;
ПК-21. Соблюдать требования в области охраны окружающей среды при выполнении работ по технической эксплуатации оборудования;
ПК-22. Владеть способами и приемами поддержания оптимального морально-психологического климата в трудовом коллективе;
ПК-23. Владеть методами и способами самоконтроля и коррекции собственных действий на каждом этапе работы;
ПК-24. Соблюдать законодательство о труде;
ПК-25. Оказывать первую помощь потерпевшим при несчастных случаях на производстве;
для каждой квалификации:
«Слесарь механосборочных работ»:
ПК-29. Выполнять слесарную обработку и пригонку деталей с применением универсальной оснастки;
ПК-30. Выполнять монтаж и демонтаж испытательных стендов, сборку, регулировку и испытания сложных машин под руководством слесаря механосборочных работ более высокой квалификации;
«Слесарь-ремонтник»:
ПК-31. Выполнять пайку различными припоями;
ПК-32. Производить монтаж трубопроводов, работающих под давлением воздуха и агрессивных специальных продуктов;
ПК-33. Осуществлять ремонт футерованного оборудования и оборудования, изготовленного из защитных материалов;
ПК-34. Устранять дефекты в процессе ремонта, сборки и испытания оборудования агрегатов и машин.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ
№ п/п | Организации и предприятия, на которые распределяются выпускники данной специальности: | Профессия рабочего (разряд) |
1. | ОАО «Минский тракторный завод» | - слесарь механосборочных работ 3-4 разряд; - слесарь-ремонтник 3-4 разряд |
2. | ОАО «Минский автомобильный завод» | |
3. | ОАО «Минский завод шестерен» | |
4. | ОАО «Минский электротехнический завод им. В.И. Козлова» | |
5. | ОАО «Управляющая компания холдинга «Минский моторный завод» | |
6. | РУП «Белгазтехника» | |
7. | ГП «Минсктранс» |